ИГРЫ И
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОМА
(МЛАДШИЙ – СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ)
Хотите, чтобы ваш ребенок говорил и
говорил красиво? Чаще используйте каждую возможность общения с ним:
разговаривайте, обменивайтесь впечатлениями о прожитом дне, отвечайте на
вопросы, выслушивайте его, беседуйте на различные познавательные темы (о
животных, природе, о том, что видите и
т. п.), чаще читайте художественную литературу, задавайте вопросы о
прочитанном, добивайтесь ответов на них, находите время для игр.
Играя и общаясь с ребенком, вы
обогащаете его словарный запас, расширяете кругозор, развиваете связную речь. В
игре поощряйте малейшие успехи ребенка и будьте терпеливы при неудачах.
Предлагаемые ниже словесные игры и
упражнения помогут вам активизировать
речемыслительную деятельность ребенка.
1. «Назови одним словом».
Игра учит обобщать предметы по общему
признаку. ПРИМЕР: пирамидка, кукла, машина – это игрушки; кофта, брюки, носки –
это одежда; корова, кошка, лошадь – это домашние животные и т. п.
2. «Кто как говорит?».
Игра учит образовать глаголы от
звукоподражания. ПРИМЕР: кря-кря – крякает; пи-пи – пищит; мяу-мяу – мяукает и
т. п.
3. «Назови часть предмета».
Игра учит называть детали и части
предмета. ПРИМЕР: Вот машина. Что у
нее есть? (Кабина, кузов, колеса, руль, дверцы, сиденья и т. п.)
4. «Что бывает?».
Игра учит подбирать к прилагательному
согласованное с ним в роде, числе,
падеже существительное. ПРИМЕР: зеленый – дом, огурец; желтое – солнце, платье;
красные – ботинки, цветы… и т.п.
5. «Назови ласково».
Игра учит образовывать новые слова с
помощью суффикса. ПРИМЕР: кошка – кошечка; тарелка – тарелочка и т. п.
6. «Расскажи про свою любимую игрушку».
Игра учит составлять небольшие рассказы
об игрушках. Предложите ребенку рассмотреть игрушку, рассказать, какого она
цвета, какой величины, какая на ощупь и как с ней можно играть.
|