ИГРЫ И
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОМА
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ) Ваш ребенок скоро пойдет в школу… Вам
хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали
для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь
от нее зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Что же делать, если ваш ребенок
затрудняется отвечать на вопросы, обращаться с вопросами, не может логично и
последовательно рассказать об услышанном, пережитом? А ведь это основа основ,
лежащая в обучении детей в начальной школе.
Развитию грамотной речи способствуют
словесные игры. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет
кругозор, развивает фонематический слух, связную речь, у него формируется
грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребенком, поощряйте его малейшие
успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребенку сложным,
приведите несколько примеров его выполнения.
Предлагаем вам словесные игры и
упражнения, которые помогут вам активизировать речемыслительную деятельность
ребенка.
1. «Что лишнее?»
Игра учит выделять лишний предмет,
объяснять свое решение. ПРИМЕР: кошка, корова, волк, лошадь (волк – дикое
животное, остальные – домашние) и т. п.
2. «Посчитай».
Игра учит согласовывать числительные с
существительными. ПРИМЕР: одно яблоко, два яблока, пять яблок; один карандаш,
два карандаша, пять карандашей и т. п.
3. «Скажи наоборот».
Игра учит подбирать слова с
противоположным значением. ПРИМЕР: существительные: жара – холод, день – ночь;
глаголы: смеяться – плакать; прилагательные: широкий – узкий, длинный –
короткий; наречия: далеко – близко, высоко – низко…
4. «Большой – маленький».
Игра учит образовывать новые слова при
помощи суффиксов. ПРИМЕР: стул – стульчик, корова – коровушка, лиса –
лисонька и т. п.
5. «Назови какой?»
Игра учит образовывать прилагательные.
ПРИМЕР: сок сделан из яблок, значит он – яблочный; стул из дерева – деревянный;
платье из шелка – шелковое и т. п.
6. «Подбери слово».
Игра учит называть слова на заданный
звук. ПРИМЕР: Назови слова, начинающиеся со звука А: альбом, ананас..; назови
слова, в названии которых звук Т встречается в конце слова: кот, рот…; в
середине слова: стул, карта…
7. «Королевство кривых зеркал».
Игра учит составлять слова из знакомых
букв, читать их. Взрослый предлагает
ребенку отправиться в королевство, в котором все жители говорят «перевернутыми»
наоборот словами, например: кыб (бык), абыр (рыба) и т. п. Ребенку предлагается
помочь жителям вернуть правильные слова, переставив буквы местами.
8. «Расскажи по картинке».
Игра учит правильно строить фразу,
превращать простые предложения в распространенные. ПРИМЕР: На опушке леса
выросла ель. – На опушке дремучего леса выросла красивая, стройная ель.
9. «Кто лучше расскажет».
Игра учит составлять описательные
рассказы о предмете. ПРИМЕР: Помидор –
это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его
кладут в салат, из него готовят томатный сок.
10. «Расскажи историю».
Игра учит восстанавливать
последовательность событий и составлять связный рассказ.
Подберите несколько картинок, связанных
общим сюжетом, перемешайте их и предложите ребенку восстановить
последовательность: с чего все началось? Что было дальше? Чем все закончилось?
– и составить рассказ. |