Вы вошли как Гость |
Группа "Гости" RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 01:08





Наш адрес: Московская область,
г. Серпухов,
ул. Центральная, д. 154А
Наш телефон: 8(496)7-75-11-01
E-mail: mdou4ds@yandex.ru
Для слабовидящих
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Меню сайта

Результаты НОКОД

Безопасность

Вопрос - Ответ

Добро пожаловать!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Материалы специалистов

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-5 ЛЕТ) ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА И ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-5 лет)

 

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.

 Продолжает расширяться круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет во всем походить на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешается оно в самодеятельной игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность этого возраста.

 Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На ее основе (в первую очередь игры) формируется детское сообщество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.

 Возраст от 2 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. 

 Познавательное развитие продолжается по следующим направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания его о мире.

 Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений, что позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». 

 К 5 годам начинает формироваться произвольность - в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу). 

 В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание. 

 Основные цели взрослых, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста: 

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, дозировать мышечные нагрузки, заботиться об эмоциональном комфорте; 

- создавать условия для развития сюжетно-ролевой игры; 

- доброжелательно общаться на познавательные темы, создавать условия 

для практического экспериментирования, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; 

- формировать интерес к художественным видам деятельности. 

 

 Базисные характеристики личности ребенка к концу возрастного периода

в младшем дошкольном возрасте (к 5 годам) складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек» ), а также креативности. 

 Компетентность. Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.

 Интеллектуальная компетентность характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности. 

 В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами. 

 Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию движений. 

 Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков. 

 Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.). 

 Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое видение в рисунках, поделках из природного материала и т.д. Может использовать эти образы в игре, выразительном движении, при сочинении сказок. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт. 

 Инициативность проявляется в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к взрослому и сверстникам, организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. 

 Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными), организации предметной среды для самодеятельных игр, использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности. 

 Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых), защищать свою позицию. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным

Категория: Материалы специалистов | Добавил: Админ (10.03.2014)
Просмотров: 11702 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости
Семейные ценности [3]
Статьи для родителей
Советы для родителей [10]
Полезные советы родителям
Здоровые дети - в здоровой семье [7]
Пропаганда здорового образа жизни
Материалы специалистов [13]
Советы специалистов ДОУ родителям
Отчетная документация [1]
Отчетная документация
Руководство и педагогический состав [7]
Руководство и педагогический состав

Поиск

Полезные ссылки

  • Учебно-методический центр г. Серпухов

  • Комитет по образованию администрации городского округа Серпухов

  • Официальный сайт Министерства образования и науки
  • Министерство образования Московской области
  • Федеральный институт педагогических измерений
  • Федеральный центр тестирования
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт

  • Copyright MyCorp © 2024  Конструктор сайтов - uCoz