МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-5 лет)
В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) происходят
дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические
функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего
недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные
напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие,
деформацию суставов.
Продолжает расширяться круг общения
ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он
берет с него пример, хочет во всем походить на него. В результате возникает
противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешается оно в
самодеятельной игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок
начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в
смыслах человеческой деятельности. Сюжетно-ролевая игра - ведущая
деятельность этого возраста.
Возникает и развивается новая форма
общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено
в совместную со взрослым познавательную деятельность. На ее основе (в первую
очередь игры) формируется детское сообщество. На пятом году жизни ребенок
постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.
Возраст от 2 до 5 лет уникален по своему
значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной
чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем
дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства
ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и
ситуативной и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Познавательное развитие продолжается по
следующим направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства
ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются
представления и знания его о мире.
Формирование символической функции
способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном
взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства
природных объектов и отдельных явлений, что позволяет им каждый день делать
удивительные «открытия».
К 5 годам начинает формироваться
произвольность - в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по
замыслу).
В младшем дошкольном возрасте развиваются
начала эстетического отношения к миру (природе, окружающей предметной среде,
людям). Ребенка отличают целостность и эмоциональность восприятия образов
искусства, попытки понять их содержание.
Основные цели взрослых, воспитывающих
детей младшего дошкольного возраста:
- сохранять и укреплять физическое и психическое
здоровье, дозировать мышечные нагрузки, заботиться об эмоциональном
комфорте;
- создавать условия для развития сюжетно-ролевой
игры;
- доброжелательно общаться на познавательные темы,
создавать условия
для практического экспериментирования, способствовать
развитию речи, любознательности и инициативности;
- формировать интерес к художественным видам
деятельности.
Базисные
характеристики личности ребенка к концу возрастного периода
в младшем дошкольном
возрасте (к 5 годам) складывается психологический портрет личности, в котором
важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это
возраст «почемучек» ), а также креативности.
Компетентность. Социальная
компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется
возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками,
осознанием своего положения среди них. Ребенок овладевает различными способами
взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для
удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих
отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого,
сверстника, проявить внимание и сочувствие.
Интеллектуальная компетентность
характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. Пятилетние
«почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни
(изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.),
профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения
замысла и элементарного планирования своей деятельности.
В области овладения родным языком для него
характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.
Физическая компетентность связана с
возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму
дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию движений.
Эмоциональность пятилетнего ребенка
отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти,
огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание,
которые лежат в основе нравственных поступков.
Произвольность проявляется в том, что
ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в
обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию,
убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и
т.д.).
Креативность наиболее ярко
проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании,
рисовании, лепке, музицировании, а также в речи. Ребенок может увидеть в одном
и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое
видение в рисунках, поделках из природного материала и т.д. Может использовать
эти образы в игре, выразительном движении, при сочинении сказок. Получает
особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками,
словами, в результате которого возникает оригинальный продукт.
Инициативность проявляется в выборе
тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций,
вопросах и предложениях, с которыми он обращается к взрослому и сверстникам,
организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
Самостоятельность проявляется в
элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении
отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными),
организации предметной среды для самодеятельных игр, использовании имеющихся
знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности.
Свобода поведения выражается в стремлении
совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства,
партнеров (как детей, так и взрослых), защищать свою позицию. Чувство свободы позволяет
ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным |