РАННИЙ ВОЗРАСТ (от 1
до 3 лет)
Именно в этом возрасте ребенок при помощи
взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает
активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и
физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более
подвижным и самостоятельным (позиция «Я сам»). Это требует от взрослого особого
внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее
знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями
приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под
влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются
восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.
Главные цели взрослого в отношении ребенка раннего
возраста:
- организовывать предметную деятельность;
- обеспечивать полноценное физическое, в том числе
двигательное развитие;
- формировать речь.
Ведущая деятельность - предметная
Действуя с предметами, ребенок второго
года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и
динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение
целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку,
матрешку). Однако сколько бы ребенок ни действовал с предметами, он
самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их
употребления: ложкой едят, мешают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом
рисуют и т.д. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку
взрослый.
К концу первого - началу второго года
жизни у ребенка на основании повседневной практики действий с игрушками и
бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении,
но он еще не вполне владеет способами действий с ними.
Постепенно ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями
взрослого. В специальных обучающих играх-занятиях
ребенок осваивает систему орудийных действий. Например, достает сачком шарик из
воды или тянет за веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку. Подобные игры
имеют чрезвычайно важное значение для осознания ребенком общего принципа
предметного опосредования.
Чтобы дети осваивали перенос способа
действия в другие ситуации и на другие предметы, можно использовать сюжетное
конструирование. для этой цели хороши различные строительные наборы и простые
конструкторы при условии, если детям одновременно дают сюжетные фигурки,
сомасштабные с постройками из деталей конструктора.
Полезны совместные со взрослым
сюжетно-дидактические игры, инсценировки, прослушивание сказок. Воспитатель
показывает детям картинки, слайды, мультфильмы, водит их на тематические
прогулки, что обогащает содержание игр.
Под влиянием предметной деятельности как
ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды
деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элементарное
самообслуживание и др.
Развитие предметной деятельности
подготавливает ребенка к игре. Он хочет все делать сам - в своей
самостоятельной сюжетно-отобразительной игре воспроизводит с помощью
предметов-заместителей (кубиков, палочек и игрушек) отдельные простые события
повседневной жизни; много и разнообразно играет.
Вместе со взрослым ребенок участвует в
несложных обучающих и подвижных играх, которые, в свою очередь, обогащают его
самостоятельную сюжетно-отобразительную игру.
К концу раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры.
Ребенок уже многое знает и умеет, хочет
быть не просто «повелителем» вещей, но и «распорядителем» отношений, Т.е. взять
на себя роль другого человека, персонажа сказки.
В игре впервые проявляется инициатива
ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком
творческого начала в его деятельности.
Базисные
характеристики личности к концу возрастного периода
Компетентность. К 3 годам ребенок
достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес
к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и
взаимодействию со взрослыми и сверстниками. для налаживания контактов с другими людьми
использует речевые и неречевые способы общения. Осознает свою половую
принадлежность.
Интеллектуальная компетентность выражается
прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающим миром, задает
вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки,
предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении. В
практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину,
фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует,
наблюдает.
Овладевает родным языком, пользуясь основными грамматическими категориями и
словарем разговорной речи.
В плане физического развития
компетентность трехлетнего ребенка проявляется в том, что он владеет основными
жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами),
элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Эмоциональность. Ребенок испытывает
повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает
свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.
Инициативность. Проявляется во всех
сферах жизнедеятельности: общении в практической предметной деятельности,
самодеятельных сюжетно-отобразительных играх. Все это составляет основу
развития у ребенка креативности (способности к творчеству).
Самостоятельность. Фундаментальная
характеристика ребенка 3 лет «Я сам», -Я могу»). Он активно заявляет о своем
желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела
(мыть ПОСУДУ, стирать, делать покупки и т.д.).
Поскольку словесные
предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть
опасность и заранее ее устранять (убирать бьющиеся или колющие предметы,
закрывать дверцы шкафов и пр.).
|