«ХОТИТЕ,
ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК
БЫЛ МАЛЕНЬКИМ ГОВОРУНОМ?»
В последние годы и родители, и педагоги часто
жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало,
их речь бедна и примитивна. Чаще всего это связано с неблагоприятной
обстановкой, в которой растет ребенок, с неправильно выстроенной взрослыми
тактикой воспитания. Оно не должно ограничиваться необходимым уходом за
ребенком. Ребенку необходимо активное, интенсивное общение со взрослым:
совместные игры, прогулки, беседы, занятия.
Моя многолетняя работа по развитию связной речи у
детей показывает, что порой родители не замечают отставания в речевом развитии
у своего ребенка или неправильно на это реагируют.
Что же делать, если ваш ребенок затрудняется
отвечать на вопросы, обращаться с вопросами, не может логично и последовательно
рассказать об услышанном, пережитом? А ведь это основа основ, лежащая в
обучении детей в начальной школе.
Моя многолетняя практика воспитателя-речевика
поможет вам, родители, дать следующие советы:
- В первую очередь необходимо расширять и обогащать
словарный запас ребенка, используя для этого настольно-печатные игры /лото,
домино, разрезные картинки и т. п./, так как в процессе этих игр ребенок
вынужден назвать предмет на картинке, спросить о нем.
- Как можно больше беседуйте с ребенком на различные
познавательные темы /о животных, природе, о том, что видите и т. п./. В такой
беседе важно не просто сообщать ребенку интересные сведения, а стараться
включить его в разговор, научить задавать доступные вопросы; выслушивать
ребенка, а не говорить за него, незаметно исправляя грамматические ошибки.
Научите ребенка правильно строить фразу, покажите, как можно простое
предложение сделать распространенным. Например: На опушке леса выросла ель. На
опушке дремучего леса выросла красивая, стройная ель.
- Чаще читайте детям художественную литературу, а не
отдавайте предпочтение телепрограммам, так как только вы при чтении сможете
объяснить ребенку незнакомые слова, обороты, смысл произведения; постарайтесь
голосом передать отношение к отрицательным персонажам, тем самым вы учите
ребенка делать правильный выбор. Читая книги, не забывайте просматривать
иллюстрации. После чтения обязательно поговорите с ребенком о том, что он понял
из прочитанного, что нового узнал, что ему понравилось и т. д. Такое общение
позволит вам, родители, постепенно научить ребенка пересказывать небольшие
рассказы и сказки, составлять маленькие описательные рассказы о предметах,
описывая их признаки, свойства, качества. Подберите любимые предметы, игрушки
/мишку, куклу, машину и т. д./ и задайте ребенку простой вопрос: «Я ничего не
знаю о твоей игрушке: какая она, как ты в нее играешь, почему любишь?» - а это
план-подсказка для составления самостоятельного связного маленького рассказа.
Можно предложить ребенку составить загадки-описания
о предметах, которые он задумал.
- Если хотите развивать творческое воображение, то
попробуйте придумать с ребенком начало или конец сказки, рассказа.
- Для улучшения дикции и произношения чаще
проговаривайте с ребенком поговорки, скороговорки, пословицы, стихотворения.
Хотите, чтобы ваш ребенок говорил и говорил красиво?
Чаще используйте каждую возможность общения с ним: разговаривайте, отвечайте на
его вопросы, выслушивайте его, читайте и тогда увидите рядом свободного,
разобщенного маленького собеседника.
Желаю вам успехов! |