Процесс адаптации в широком смысле слова
подразумевает привыкание, приспособление организма к новым условиям
существования. Адаптация маленького ребенка к новым для него условиям
общественной жизни предполагает перестройку очень многих биологических,
собственно психологических, бытовых и социальных стереотипов. Этот период
достаточно серьезное испытание для психики малыша и его организма в целом.
Поэтому особенно важно, как мы подготовим к этому периоду себя и своего ребенка. В первую очередь необходимо заранее, за 2-3 месяца
приблизить домашний режим, а также правила питания, сна и туалета к требованиям
детского сада. Это значит, что время подъема, кормлений и дневного сна должно
соответствовать санитарно-гигиеническим и медицинским возрастным нормам.
Поэтому в семьях, где дети укладываются спать поздно, а именно, дневной сон с
14-15 , а ночной с 23-24, родители должны заранее постепенно перестраивать
детский режим таким образом, чтобы он соответствовал режиму детского сада. Немало важную роль при этом играет привычка ребенка
к определенному типу питания и способам его организации. Необходимо заранее
приучить ребенка к твердой пище, есть самостоятельно, не играть и не
читать во время еды. Если ребенок находится на грудном вскармливании, режим
прикладывания ребенка к груди не должен резко изменятся во время адаптации.
Родителям лучше заранее позаботится о приучении своего малыша к горшку, а именно
о привычке справлять свои потребности в горшок, а не в штанишки На первом этапе адаптации, который начинается еще
до непосредственного посещения ребенком детского сада и продолжается первые 2-3
недели уже в детском саду, основной задачей родителей, воспитателей и психолога
является снижение стрессовых реакций и формирование эмоционально-положительного
отношения. В это время маме нельзя демонстрировать свое тревожное состояние,
которое передается ребенку, не фиксировать свое внимание на отрицательных деталях,
только уверенный положительный настрой. От того насколько мама открыта
воспитателю, доверяет ему, и готова сотрудничать с ним зависит адаптация
ребенка Самым первым шагом на пути формирования
эмоционального благополучия является сбор информации об индивидуальных
особенностях малыша и составление на основании этой информации рекомендаций,
которые помогают воспитателям построить наиболее адекватные и комфортные
отношения с каждым ребенком. Чем полнее и объективнее информация о
ребенке, полученная от мамы, о том, к чему привык малыш в семье, тем легче
будет воспитателю создать наиболее комфортные для ребенка условия общения.
Время пребывания ребенка в саду без мамы должно увеличиваться постепенно от
15-30 минут до 30 - 60 минут в зависимости от эмоционального напряжения малыша
в период разлуки. Мама должна помнить о том, что ее эмоциональная связь с
ребенком раннего возраста еще очень сильна, а потому любое ее сильное
переживание "заставляет" малыша больше тревожиться. Поэтому
самоконтроль и стабилизация собственного состояния мамы - это профилактика
расстройств у ребенка в процессе его адаптации. Адаптация ребенка проходит
легче и быстрее, если сами родители соблюдают определенные правила.
1. Формирование
положительной эмоциональной установки на посещение детского сада у себя и
своего малыша.
2. Предоставление полной
информации о ребенке психологу, медсестре и воспитателю.
3. Соответствие
индивидуального и общего садовского режима жизни ребенка.
4. Разработка совместно
с персоналом детского сада режима посещений на первую неделю. Адаптационный процесс может иметь разную
степень тяжести на различных этапах.
Легкая адаптация:
ребенок в норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет
в течение первых 2-3 недель посещения сада.
Средней тяжести: сдвиги в поведении нормализуются течении месяца, ребенок на короткое
время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7
дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация:
ребенок часто болеет, теряет полученные навыки, может наступить, как
физическое, так и психическое истощение организма.
Для большинства детей раннего возраста
(от 1 года до 3 лет) характерна адаптация тяжелая или средней тяжести (от 16 до
36 дней).
Психика маленьких детей очень неустойчива, подвержена разрушению при
травмирующих и длительно действующих на ребенка негативных ситуациях. Поэтому
родителям важно в период адаптации быть внимательными к поведению и физическому
здоровью ребенка, сообщать о резких изменениях и обращаться за консультациями к
специалисту в случае тяжелой адаптации, которая длится более 36 дней.
Как готовить ребенка к поступлению в
детский сад»
Полезные
советы
Убедитесь в том, что детский
сад необходим для вашей семьи именно сейчас, так как колебания родителей
передаются детям. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму
детского сада. Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь
изменить эту привычку (лучше это сделать в домашних условиях задолго до
поступления в детский сад). Приучайте детей есть разнообразные блюда, ежедневно
употреблять супы и каши. Желательно научить малыша к моменту поступления в детский
сад самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки и т.д. Ребенок
будет чувствовать себя более уверенным. Отправлять ребенка в детский сад
необходимо только при условии, что он здоров. Готовьте малыша к общению с
другими детьми, посещайте детские площадки, парки, ходите в гости. Учите
общаться с окружающими (как спросить что-либо, познакомиться, попросить и т.д.)
Готовьте ребенка к временной разлуке с родными, внушайте, что в детском саду
весело, интересно. Желательно заранее познакомиться с детьми группы и
воспитателями. Не отдавайте ребенка в детский сад в период «кризиса трех лет».
«Правила поведения взрослых в период
адаптации»
Полезные
рекомендации
В присутствии ребенка
избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу. В выходные дни резко не
меняйте режим дня ребенка. Постоянно обращайте внимание на отклонения в
поведении и здоровье малыша. Не отучайте от вредных привычек в период адаптации.
Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. Одевайте ребенка в сад
опрятно, в соответствии с температурой воздуха в группе. Эмоционально
поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми
именами. Будьте терпимее к капризам. Не наказывайте, «не пугайте» детским
садом, забирайте вовремя. Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не
принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто
плохим настроением.
Готов ли
ребенок к детскому саду? Анкета для родителей
Анкета поможет родителям оценить готовность малыша к
поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности
адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз
для своего ребенка.
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней
обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка
(укачивание, колыбельные и пр.)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет и ходит мокрый - 1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать
другое) - 1 балл
Нет - 3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.
Прогноз адаптации: готов к поступлению в детский
сад - 55-40 баллов; условно готов - 39-24 балла; не готов - 23-16 баллов.
|