КРИЗИС ТРЁХ
ЛЕТ.
Ребенок хочет отделиться от родителей,
осознает свое "Я". Самостоятельность, активность ребенка возрастают и
если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется,
самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные
явления.
Кризис трех лет психологи относят к числу острых —
ребенок действительно трудно управляем, его поведение почти не поддается
коррекции. Специалисты выделяют семь основных симптомов этого кризиса:
·
негативизм — реакция не на содержание вашей фразы, а на сам
факт, что она произнесена взрослым; стремление сделать наоборот, даже вопреки
собственному желанию;
·
упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет,
а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
·
строптивость — она безлична, направлена против норм воспитания,
образа жизни, сложившегося до сих пор;
·
своеволие — стремление все сделать самостоятельно;
·
протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с
окружающими;
·
симптом
обесценивания — проявляется в том,
что ребенок начинает ругаться, дразниться, обзываться (проверяя рамки
дозволенного);
·
деспотизм — малыш заставляет делать родителей все, что он
требует (это чаще всего реакция уже затянувшегося кризиса) плюс ревность по
отношению к братьям и сестрам.
Благодаря
этому бунту ребенок может сформироваться как личность с четкой
самоидентификацией, осознаваемыми и отличными от других целями и желаниями.
Кризис трех лет (возрастные рамки могут колебаться в пределах от 2,5 до 3,5 лет) — это норма в
развитии любого малыша. И если он протекает вяло, психологи говорят о задержке
развития волевых сторон личности.
Взаимодействие с
ребёнком во время личностных кризисов.
Личностные
кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития
ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением
относились к ребёнку в это время.
Для этого во время кризиса
3-х лет рекомендуется:
- Избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя
всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения
со всеми членами семьи.
- Нельзя оставлять без внимания то, что происходит
с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его
родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И
что в решении некоторых проблем он может помочь.
- Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно
задания, чтобы он почувствовал свою самостоятельность.
- Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней
(если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и
одобрение значимого для него взрослого.
- Хвалить побольше, ведь всегда
есть за что.
- Когда ребёнок станет чуть- чуть старше, важно
расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с
общением с другими взрослыми и сверстниками.
- Не вмешивайтесь (по-возможности) в
дела ребенка, если он не просит. Не спешите сделать всё за него, даже
когда у Вас не хватает времени на его «возьню».
- При этом следует укреплять уверенность ребёнка в
своих силах.
- Конечно, запреты тоже должны
быть — как же иначе ребенок узнает рамки допустимого? Но не перегибайте
палку.
- При вспышках упрямства, гнева
попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
- Используйте игру для сглаживания
кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не
настаивайте, посадите за стол любимого мишку и пусть малыш его кормит, но
любимец хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Ване.
- Но
надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает
взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример.
Кризис семи лет.
Происходит на границе дошкольного и
младшего школьного возраста.
Перед школой ребенок постепенно входит в очередной
возрастной кризис, более мягкий, чем предыдущий, — плавный переход от игрушек к
полезным занятиям. Обычно это происходит в 6-7 лет, но случается и раньше. В
этом случае кризис будет протекать несколько более напряженно. Поведение
любимого ребеночка внезапно меняется: вчера он был покладистым и ласковым, сам
напрашивался в помощники, а сегодня протестует. Причем не против чего-то
принципиально важного и конкретного — против повседневных требований, того, что
он, казалось бы, давным-давно освоил. Происходит это из-за того, что в этом возрасте родители относятся к ребенку дома как к
маленькому, а в школе как к ученику, предъявляя к нему высокие требования
(контролируй свое поведение на уроках и перемене, получай только хорошие
отметки). Конечно, вчерашний малыш повзрослел: он уже не такой
непосредственный и импульсивный, как прежде, уже может управлять своими
эмоциями и обобщать свои переживания, стал реалистичнее смотреть на мир.
Эти положительные перемены в поведении шестилетки всем
родителям, конечно, нравятся. Но есть и новоприобретенные поведенческие реакции
иного рода:
·
пауза — промежуток между обращением к ребенку и его реакцией.
Создается впечатление, что он просто «делает вид, что не слышит», «издевается»;
·
спор — по поводу и без, практически всегда! И часто с
аргументацией типа: «Почему ему можно (сравнение с другими членами семьи), а
мне нет?»;
·
хитрость — не всегда с целью избежать наказания, чаще просто
как шутка;
·
манерничанье
и кривляние — новые нелепые,
искусственные нотки в поведении ребенка. Как частный случай, нарочито
«взрослое», излишне рассудительное поведение;
·
реакция на
критику — определенно неадекватная. Малейшее
замечание может вызвать бурные возмущения, крик и даже слезы.
Психологи считают, что дети так себя ведут по очень
простой причине: у них уже сформировалась «внутренняя позиция школьника»
(ребенок мечтает о школе, хочет учиться, испытывает потребность в активной
умственной деятельности), но они еще вне школы. Соответственно, признание новой
социальной позиции ребенка откладывается, а отношение к нему как к маленькому
вызывает протест. Как правило, с началом школьного обучения все эти «трудные» поведенческие
реакции постепенно сходят на нет. А что делать, если ребенку все же еще рано в
школу? Все равно удовлетворять «умственный голод»! Ведь учебную деятельность
можно понимать и в самом широком смысле: как возможность получать новые знания,
развивать свои способности, осваивать практические навыки, словом, заниматься
осмысленной работой. Учиться танцам, музыке, пилить-строгать, изучать азы
домашнего хозяйства — это тоже ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей
повседневной деятельности какой-то важный полезный смысл.
Взаимодействие с
ребёнком во время личностных кризисов.
Личностные
кризисы имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому
очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это
время.
Для этого в кризис 7 лет рекомендуется:
- Избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя
всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения
со всеми членами семьи.
- На этом этапе родителям очень
важно придерживаться в своей воспитательной стратегии принципа
динамического равновесия, подразумевающего гармонию в расширении прав и
обязанностей ребенка. То есть сын или дочь должны понимать, что получение
новых прав сопряжено с появлением новых обязанностей: «Да, ты можешь сам
сходить к Мише. Ты ведь уже совсем большой!»
- Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней
(если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и
одобрение значимого для него взрослого.
- Хвалить побольше, ведь всегда
есть за что.
- Всегда выслушивайте его рассказы о
том, как он хочет учиться. Никогда не критикуйте при нём воспитателей и
учителей.
- Укрепляйте уверенность ребёнка в своих силах.
- Примете то, что Ваш ребёнок вырос
и постарайтесь относиться к нему соответственно.
- Активно поощряйте и поддерживайте
стремление малыша к новому, более "взрослому" положению в жизни,
приветствуйте самостоятельность детей - это способствует развитию их
интеллекта и инициативы.
- Но
надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым,
и постараться подавать ему хороший личный пример.
Если же
проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго
наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины
возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
|